10.2. Подвижной состав

Подвижной состав состоит из грузовых контейнеров, пневмовозов и сцепных устройств (сцепки, буфера).

Грузовые контейнеры (рис. 10.2) различают по грузоподъемности и виду транспортируемого материала.

Типы контейнеров

Рис. 10.2. Типы контейнеров:
а – для сыпучих грузов; б – для бытовых отходов; в – для крупных штучных грузов;
г – для жидких грузов; д – капсула для транспортирования служебной документации

Кузов контейнера для сыпучих грузов (рис. 10.2. а) представляет собой сварную конструкцию 1, выполненную из стальных листов. В отверстия 7 кузова для поворота во время разгрузки вводят фиксаторы камеры разгрузки.

Контейнер для бытовых отходов (рис. 10.2. б) имеет сварную раму 8, в которую устанавливают съемный кузов 9 прямоугольного сечения. Вместо днища у кузова открывающиеся створчатые крышки 12. На торцах рамы расположено устройство, состоящее из толкателей 10, шарнирно связанных с рычагами 14 вращающихся штанг 13 и пружин 11. Это устройство обеспечивает закрытое положение крышек кузова во время загрузки его материалом и транспортирования последнего, а также автоматическое открывание крышек при выгрузке контейнера.

Контейнер для крупных штучных грузов (рис. 10.2, в) выполняют в виде платформы и его можно также использовать для транспортировки сыпучих материалов, если па платформу устанавливать тару с материалом.

Контейнер для жидких грузов (рис. 10.2, г) выполняют в виде горизонтальной цистерны.
Общим для всех контейнеров является то. что центр тяжести контейнера для предотвращения самопроизвольного опрокидывания во время движения смещен вниз относительно оси вращения ступиц 4. Ступицы свободно вращаются относительно цапф 2 кузова контейнера, и это исключает поломку контейнера на поворотах трассы. На каждой ступице на амортизаторах 6, размещено по пять колес 3 с обрезиненным ободом, свободно вращающихся вокруг оси 5. Радиальное расположение колес обеспечивает устойчивость контейнера при прохождении поворотов трассы в любой плоскости.

В целях увеличения допустимых контактных нагрузок разработан контейнер, перемещающийся на двух ходовых тележках с металлическими двухребордными колесами по направляющему рельсу, проложенному внутри трубопровода по нижней его образующей. Центруют такой контейнер в трубопроводе при помощи боковых обрезиненных роликов, которые прижимаются к стенкам трубопровода пружинами. Для транспортирования служебных документов (пневмопочта) контейнер выполняют в виде капсулы (рис. 10.2. д), состоящей из корпуса 18 и двух крышек 15. На корпус, изготовленный из полистирола, надето два металлических кольца 16, которые, являясь элементами электромагнитной системы, служат для слежения за движением капсулы. В качестве уплотнения используют войлочные кольца 17. приклеенные к металлическим кольцам 16. Крышки 15, изготовленные из полиэтилена, наряду со своим основным назначением воспринимают ударную нагрузку на момент приема капсулы.

Пневмовозы предназначены для перемещения составов контейнеров при помощи перепада воздуха на их уплотнениях. Пневмовозы так же, как и контейнеры, различают по диаметру трубопровода.

Основные узлы конструкции пневмовоза (рис. 10.3) – сварной корпус 4 с цапфами 5, на которых вращаются ступицы-звездочки 7, с радиально расположенными пятью обрезиненными колесами 2. Колесо вращается на неподвижной оси 11, которая закреплена в ползунах 9 поджимаемых пружинами 8 к транспортному трубопроводу. К ми 1 «умам каждого колеса крепится сектор подвижного манжетного уплотнения 6 и 10. На корпусе пневмовоза установлены неподвижные щеточные уплотнения 3 для очистки трубопровода от воды и грязи и постоянный магнит 1, который взаимодействует с датчиками прохождения состава, расположенными на транспортном трубопроводе.

Пневмовоз

Рис. 10.3. Пневмовоз

Сцепка (рис. 10.4, а) предназначена для соединения между собой пневмовозов и контейнеров при формировании их в составы. Она обеспечивает амортизацию ударов при движении и торможении составов. Сцепка состоит из буферов 4, фланцев 2, амортизаторов 1, хомутов 6 и шарнира 5. Благодаря шарниру оси пневмовозов и контейнеров могут отклоняться на угол до 4° в любой плоскости, что обеспечивает прохождение поворотов транспортного трубопровода. Сцепку монтируют при помощи хомутов 6 на фланцах 3 пневмовоза или контейнера.

Сцепка и буфер

Рис. 10.4. Сцепка (а) и буфер (б)

Буфер (рис. 10.4, б) предназначен для амортизации удара, возникающего в момент сцепления пневмовоза с тормозом-захватом камеры приема-запуска при торможении состава на погрузочной и разгрузочной станциях. Буфер состоит из тарелки 4, штока 1, резинометаллического амортизатора 2 и хомута 5, с помощью которого буфер крепится к фланцу 3 пневмовоза или контейнера.

Яндекс.Метрика