Производственная компания ООО

E-mail: zement-naval@yandex.ru
Телефон: 8 (800) 234-56-33

5.4. Шлюзовые насосы

Шлюзовые насосы или питатели применяют для перемещения пылевидных и мелкозернистых малоабразивных и нелипких материалов на установках всасывающего и нагнетательного действия при рабочем давлении до 0.25 МПа и дальности подачи до 100 м.

Шлюзовой насос марки ХПШ (рис. 5.14, а) состоит из корпуса 9, ротора 8 и привода. Корпус представляет собой литой чугунный горизонтальным цилиндр, в его верхней и нижней части имеются прямоугольные отверстия для ввода и вывода материала. В зоне нижнего отверстия к корпусу крепится чугунный выпускной патрубок 12 с фланцем для присоединения транспортного трубопровода 11. С торцов цилиндра установлены чугунные крышки 4 и 5, в которых расположены подшипники 3 и 6 вала 7 ротора. Через отверстие 1 в нижней части крышки 4 вводится сжатый воздух, подводящийся через патрубок 2. Ротор питателя представляет собой чугунный барабан, разделенный лопастями на 10 ячеек. Для уплотнения ячеек по периферии лопасти облицованы бронзовыми накладками 10, обеспечивающими регулировку зазора между корпусом и ротором. Барабан ротора напрессован на стальной вал. Привод питателя состоит из электродвигателя, редуктора и цепной передачи.

Шлюзовой питатель

Рис. 5.14. Шлюзовой питатель марки ХПШ (а) и шлюзовой питатель конструкции ЦНИИХП (б)

При работе насоса каждая ячейка ротора, заполненная материалом, подходит к отверстию для подачи воздуха, который аэрирует материал и перемещает его в выходной патрубок и далее транспортирует по материалопроводу. Коэффициент заполнения ячеек зависит от частоты вращения ротора: если она не превышает 30-35 мин то коэффициент заполнения находится в пределах 0,35 – 0,4. При эксплуатации шлюзовых насосов большое значение имеет их герметизация, которая достигается за счет малых зазоров между ротором и корпусом, что требует высокой точности изготовления этих узлов.

Выпускаются три типоразмера шлюзовых насосов ХПШ-5, ХПШ-10 и ХПШ-20. Основные достоинства шлюзовых насосов – малые размеры, малый расход электроэнергии на привод в пределах 0,3–1 кВт для всех типоразмеров, низкая частота вращения (в пределах 30-70 мин-1).

Однако из-за сложности уплотнения между вращающимся ротором и неподвижными деталями (корпус и торцовые крышки) неизбежны непроизводительные утечки сжатого воздуха, которые колеблются от 0,5 до 2 м3/мин в зависимости от избыточного давления в аэрокамере (0,025-0.15 МПа). Это значительно увеличивает энергоемкость и почти полностью исключает его работу с таким абразивным материалом, как цемент, при высоких давлениях в аэрокамере.

Шлюзовой насос конструкции ЦНИИХП (рис. 5.14. б) также состоит из трех основных частей — ротора 4. корпуса 5 и привода.

Ротор представляет собой литой цилиндр с двенадцатью ребрами небольшой высоты (27.5 мм), расположенными под углом 7-10° к образующей ротора. Такое расположение ребер благоприятствует перемещению материала по оси питателя в направлении материалопровода. а большое число ребер значительной толщины (8 мм) обеспечивает повышенную жесткость ротора, исключая его деформацию и тем самым улучшая герметизацию насоса. Торцы ротора имеют войлочные уплотнительные кольца 14. Ротор насажен на стальной вал 3. опирающийся на подшипники 10 и 17.

Корпус насоса литой. Через приемную воронку 13 в верхней части поступает транспортируемый материал, через канал 7 в нижней части подводится сжатый воздух. Канал отделен от полости корпуса перфорированной перегородкой 9, отверстия которой расположены под углом 45° к оси питателя. С торцов на корпусе установлены крышки 2 и 8, в которых расположены подшипники 10 и 17 вала ротора. Прорези 11 и 16, отделяющие корпус подшипника от стенки крышки, предохраняют подшипники от попадания в них просочившегося через сальники 12 и 15 материала. Крышка 2 имеет патрубок 1 для подвода сжатого воздуха, который в основном направляется непосредственно в ячейку ротора для выдувания материала через патрубок 6 крышки 8 в транспортный трубопровод. Часть воздуха, проходя в полость ротора через наклонные отверстия перфорированной перегородки, аэрирует материал, находящийся в ячейке ротора.

Привод насоса состоит из электродвигателя, редуктора и цепной передачи. Этот питатель обладает рядом преимуществ, связанных с повышенной жесткостью ротора и наклонным расположением его ребер. Однако ему присущ недостаток, свойственный всем шлюзовым питателям. — значительные непроизводительные утечки сжатого воздуха, составляющие 1,25–2,5 куб.м/мин при избыточном давлении в питателе 0,03–0,06 МПа.

За рубежом фирмы Fluidizer (США), Polysius (ФРГ) и другие выпускают шлюзовые насосы различных типоразмеров с полезной вместимостью ячеек от 0,005 до 0,03 куб.м.

Шлюзовой насос (рис. 5.15, а) фирмы Fluidizer состоит из литых корпуса 4 с загрузочной воронкой 2 и ротора 6. Между ротором и корпусом установлено уплотнение 3. Сжатый воздух подводится через патрубок 7, аэросмесь отводится через разгрузочный патрубок 5. Привод насоса осуществляется от мотор-редуктора через цепную передачу 1.

Шлюзовой питатель

Рис. 5.15. Шлюзовой питатель фирмы фирмы Fluldlser (США) (а) и шлюзовой питатель фирмы Claudius Peter Technologies (б)

У шлюзового насоса типа Н, выпускаемого английской фирмой Simon, повышенная жесткость корпуса; мощные двухъярусные подшипники; трехступенчатое уплотнительное устройство, предохраняющее редуктор и подшипники от проникновения пыли; встроенный редуктор, который размещен на торцовой крышке насоса; скоростная цепная передача от электродвигателя к редуктору, благодаря чему уменьшается изгибающий момент, действующий на вал ротора, и тем самым уменьшаются вредные деформации корпуса. Допустимое рабочее избыточное давление в питателе равно 0,175 МПа.

Шлюзовые насосы фирмы Claudius Peters Technologies (рис. 5.15, б) выпускаются четырех типоразмеров с производительностью от 20 до 100 куб.м/ч и дальностью подачи до 250 м.

Заказать звонок
+
Жду звонка!