Введение

Одно из условий дальнейшего повышения эффективности общественного производства – рост его технической вооруженности, в том числе развитие и совершенствование оборудования для погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ с сыпучими материалами.

Транспортирование них материалов трубопроводным транспортом получает все более широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства. Трубопроводный транспорт применяется в алюминиевой, химической, пищевой, текстильной, целлюлозно-бумажной, керамической, электродной, деревообрабатывающей промышленности, на металлургических предприятиях, в сельском хозяйстве, строительстве, в портах при разгрузки судов и т. д. Одной из разновидностей трубопроводного транспорта являются различные системы пневматического транспортирования сыпучих материалов.

Общеизвестны преимущества пневматических устройств перед другими видами транспортного оборудования.

Пневмотранспортные установки обеспечивают возможность перемещения сыпучих материалов по сложной траектории; забор материала из различных средств доставки и труднодоступных мест; выдачу его в различных точках; надежную защиту от атмосферных воздействий и необходимые санитарно-гигиенические условия труда обслуживающего персонала. Обеспечивается защита окружающей среды от распыления транспортируемого материала.

Пневмотранспортные установки требуют относительно малых площадей для оборудования и трубопроводов, которые могут быть проложены с учетом любых местных условий производства, в том числе и в труднодоступных местах.

Это оборудование отличается простотой эксплуатации, легкостью управления, возможностью автоматизации процессов транспортирования и использования дистанционного управления.

Применение пневмотранспорта особенно важно для улучшения условий труда на предприятиях химической, текстильной и легкой промышленности, при производстве цемента, глинозема, на мельничных комбинатах и др. Широкое внедрение пневмотранспорта для пылящих материалов имеет большое социальное значение и направлено на резкое уменьшение опасности роста массовых профзаболеваний.

К недостаткам пневмотранспорта относят сравнительно высокий удельный расход электроэнергии на тонну перемещаемого материала и износ трубопроводов и других частей установок, соприкасающихся с транспортируемым материалом.

В настоящее время промышленность выпускает серийно вагоны-цистерны с пневморазгрузкой, специализированный автотранспорт, оборудованный пневмосистемами, камерные и винтовые насосы различных модификаций, пневморазгрузчики и пневмоподъемники сыпучих материалов, донные и боковые выгружатели, различное оборудование для пневмосистем, вакуум-насосы, воздуходувки и компрессоры.

Отсутствие в современной технической литературе достаточно обоснованных и проверенных методов расчета систем пневматического транспорта нередко вызывает ряд сомнений и предубеждении против их применения на многих промышленных предприятиях.

Пневматическое транспортирование широко применяют за рубежом в большинстве отраслей промышленности и сельского хозяйства. Ведущее место в области пневмотранспорта принадлежит США, Германии, Швеции, Англии. Франции, Италии, Швейцарии, Японии. Производством оборудования систем пневмотранспорта занимаются специализированные фирмы, осуществляющие не только разработку, изготовление серийных установок, но и создание оборудования по техническим требованиям и применительно к условиям заказчика, монтаж и пуск его в эксплуатацию. Большое внимание уделяется надежности работы установок и строгому обеспечению гарантируемых сроков и ресурсов работы.

Развитие пневматического транспорта и его усовершенствование в нашей стране в настоящее время идет в следующих направлениях:

  • автоматизация работы пневмотранспортных установок;
  • создание наиболее эффективных способов транспортирования с целью увеличения экономичности и надежности пневмотранспорта;
  • создание пневмокомплексов для выполнения разгрузочных и транспортных операций с учетом условий конкретных предприятий и существующей технологии;
  • интенсификация работы пневмосистем благодаря созданию новых технологий и конструкций машин различной производительности, новых износоустойчивых материалов;
  • расширение номенклатуры выпускаемых установок;
  • совершенствование существующих и разработка новых систем и методов расчета пневмотранспорта и его элементов.

Разработаны и широко применяются типовые проекты механизированных и автоматизированных складов ряда сыпучих материалов, основными элементами которых являются пневмотранспортные установки. Имеются осуществленные и оправдавшие себя в эксплуатации пневмотранспортные системы и пневмокомплексы в различных отраслях хозяйства, которые представляют интерес как примеры возможных схем пневматического транспортирования отдельных видов сыпучих грузов.

Широкое внедрение систем пневматического транспортирования грузов сдерживается недостаточной информацией по данному вопросу.

Яндекс.Метрика