10.3. Оборудование транспортного трубопровода

Оборудование транспортного трубопровода обеспечивает обработку и передвижение подвижного состава.

Камеры приема-запуска служат для приема и торможения составов, выставления их под загрузку (разгрузку), перестановки и запуска составов. По месту их расположения на трубопроводе различают тупиковые камеры или путевые, а по способу торможения – гидравлические, пневматические или гидропневматические.

На рис. 10.5 показана тупиковая камера приема-запуска с гидропневматическим торможением, состоящая из тормозной камеры 7, толкателя 5 с тормозом-захватом 4, цепного привода и колодочного тормоза 3.

Камера приема-запуска

Рис. 10.5. Камера приема-запуска

Тормозная камера представляет собой трубу, которая с помощью фланцев присоединяется к камере погрузки (разгрузки) или к транспортному трубопроводу. В тормозной камере монтируется головная часть толкателя, оборудованного тремя рычагами-захватами 11, которые сцепляются с буфером состава. На головной части толкателя укреплена манжета 6 с тремя роликами 8, опирающимися на внутреннюю поверхность тормозной камеры. К хвостовой части толкателя присоединен гидроагрегат 2 с роликами для перемещения по направляющим цепного привода. Состав в камере приема-запуска, после того как он сцепился с тормозом-захватом, тормозится сначала благодаря перетечке жидкости через демпфер 10, смонтированный в тормозе-захвате, а затем благодаря сжатию воздуха манжетой 6 в тормозной камере. После полной остановки состава он с помощью цепного привода 1 и сцепки 9 выставляется к месту загрузки (выгрузки). При достижении заданного положения цепной привод отключается и включается колодочный тормоз 3 толкателя.

Путевая камера приема-запуска отличается от концевой тем, что на раме, опирающейся на две колесные тележки, которые перемещают по рельсам при помощи гидропривода, смонтированы два параллельных отрезка трубы. Каждый из отрезков может занимать соосное с транспортным трубопроводом положение. В одном из отрезков трубы размещено тормозное устройство, аналогичное описанному выше. Другой отрезок трубы предназначен для транзитного пропуска состава через станцию.

На рис. 10.6 показана концевая приемоотправительная станция внутризаводского транспорта всасывающего типа для вертикального приема капсул. Станция состоит из корпуса 1, отправительной воронки 2, транспортного трубопровода 9 с перекидным коленом 7, воздухопровода 8, по которому воздух через тройник 6 снова поступает в транспортный трубопровод отравительной ветки, обеспечивая движение по нему капсул, загружаемых через отправительную воронку 2. Транспортный трубопровод оборудован перепускным 5 и выкидным 3 клапанами, а также путевым контактом 4 для сигнализации о прибытии капсулы на станцию. Выкидной и перепускной клапаны образуют шлюзовую камеру, отделяющую транспортную систему от атмосферы. Выкидной клапан 3 предназначен для закрывания выну» КНОГО отверстия до и после выхода капсулы. Перепускной клапан 5 исключает нарушение режима транспортирования при выгрузке капсулы и оказывает на нее тормозящее действие.

Концевая приемоотправительная станция

Рис 10.6. Концевая приемоотправительная станция

Путевая приемоотправительная станция отличается от концевой тем. что оборудована стрелочным переводом, на конце которого смонтирован выкидной клапан. Стрелочный перевод изменяет только направление движения капсулы, а направление воздушного потока остается неизменным.

Погрузочные станции кроме оборудования, принимающего составы и воздухораспределительной аппаратуры, имеют, как правило, камеру погрузки, дозаторы, бункера-накопители, транспортные устройства, обеспечивающие непрерывную подачу материала в дозаторы, и другое специальное оборудование в зависимости от вида транспортируемого материала. Камеры погрузки предназначены для заполнения составов контейнерного пневмотранспорта с последующей герметизацией системы.

По своему конструктивному исполнению они разделяются на два типа: «труба в трубе» и однотрубные (рис. 10.7). Главные элементы камеры погрузки типа «труба в трубе» (рис. 10.7, а) – наружная 5 и внутренняя 4 трубы. Наружная труба с загрузочными окнами 1 в верхней части неподвижна и с помощью опор крепится к фундаменту. Внутренняя труба, представляющая собой продолжение транспортного трубопровода, является поворотной и опирается на опорные катки 2. Поворот внутренней трубы осуществляется приводом 3. Прижимные крышки 6 загрузочных окон неподвижной трубы соединены с поворотной трубой и открываются автоматически при повороте внутренней трубы. На внутренней трубе также есть загрузочные окна 7. При повороте внутренней трубы на 90° загрузочные окна обеих труб совмещаются, и материал из дозаторов поступает в контейнеры состава, находящегося на станции. После окончания погрузки внутренняя труба возвращается в исходное положение, при этом закрываются окна наружной трубы, герметизируя камеру погрузки перед отправкой состава.

Камеры погрузки

Рис. 10.7. Камеры погрузки:
а – типа «труба в трубе»; б – однотрубная

Однотрубная камера (рис. 10.7. б) погрузки состоит из нескольких рабочих секций 10, приводной секции 11, рамы 12, крышек 15, патрубков 8 с торцовыми уплотнениями и насосной установки 9. Рабочие и приводная секции фланцами соединены между собой в одну поворотную трубу, являющуюся продолжением транспортного трубопровода. Секции фланцами опираются на опорные катки 14. Каждая рабочая секция имеет два расположенных друг против друга окна, которые в исходном положении закрыты крышками 15 и находятся в горизонтальной плоскости. После того как состав установлен под погрузку, отводятся крышки окон и торцовые уплотнения, труба поворачивается на 90°, и через дозатор материал поступает в контейнеры загружаемого состава. Под поворотной трубой расположен транспортер 13 для удаления просыпи. По окончании погрузки поворотная труба возвращается в исходное положение, после чего закрываются крышки окон и торцовые уплотнения, и состав готов к отправке. Гидроприводы всех механизмов камеры погрузки питаются от
насосной установки 9.

Разгрузочные станции так же. как погрузочные станции, имеют оборудование, принимающее составы, и воздухораспределительную аппаратуру и. кроме того, камеру разгрузки, приемные бункера или другие устройства, обеспечивающие перемещение доставленного груза на склад или к потребителю. Камеры разгрузки, как правило, располагают на эстакадах и выпускают двух типов: «труба в трубе» и однотрубные.

Принципиально от камер погрузки они отличаются только одним рядом разгрузочных окон большего размера и фиксаторами для фиксации кузова контейнера относительно поворотной трубы.

После установки состава в камере разгрузки кузова контейнеров фиксируются фиксаторами. Крышки и торцовые уплотнения однотрубной камеры отводятся, поворотная труба вместе с кузовами контейнеров поворачивается на 180°, при этом материал самотеком одновременно выгружается из всего состава.

Полнопроходные запорные устройства применяют в зонах байпасных и шлюзовых устройств, а также погрузочных или разгрузочных станций двухтрубных систем или в однотрубных системах с разъездами.

По конструктивным особенностям эти устройства разделяют на негерметизированные и герметизированные. Герметизированное полнопроходное запорное устройство отличается от негерметизированного дополнительным корпусом, обеспечивающим постоянную герметизацию транспортного трубопровода, в то время как негерметизированное запорное устройство обеспечивает герметичность трубопровода только в крайних положениях задвижки. Запорное устройство представляет собой шиберную задвижку (рис. 10.8), имеющую клеть с рельсами 4, по которым с помощью гидроцилиндра 6 на колесах 3 перемещается шибер 2.

Полнопроходная шиберная задвижка


Рис. 10.8. Полнопроходная шиберная задвижка

Торцовые уплотнения 5 клети 1 обеспечивают герметичность транспортного трубопровода в крайних положениях шибера. Кроме того, у запорного устройства есть гидроагрегат, питающий рабочей жидкостью гидроцилиндр задвижки.

Стрелочные переводы применяют в местах разветвлений транспортных трубопроводов и по конструктивному исполнению их различают на параллельно перемещаемые относительно оси транспортного трубопровода, поворотные (для систем с большим грузооборотом) и клапанные (для систем капсульного пневмотранспорта).

Параллельно перемещаемый стрелочный перевод (рис. 10.9, а) состоит из несущей неподвижной рамы 2, на которой закреплены неподвижные патрубки 4 с торцовыми уплотнениями, рельсы 3 и гидроцилиндр 5 перемещения стрелки; подвижной стрелки 1 и гидроагрегата 6.

Стрелочные переводы

Рис. 10.9. Стрелочные переводы:
а – параллельно перемещаемый; б – поворотный; в – вертикальный клапанный

Подвижная стрелка состоит из отрезков труб 7, к которым крепятся опорные ходовые тележки 8, перемещающиеся по рельсам 3 как в автоматическом, так и в ручном режимах. Крайние положения стрелки ограничиваются регулируемыми упорами.

Поворотный стрелочный перевод (рис. 10.9, б) состоит из пространственной рамы 10, внутри которой расположена стрелка 12 (поворотный отрезок трупы), соединенная шарниром 9 с неподвижным патрубком 16. Патрубки 13 и 14 жестко соединены с ветвями транспортного трубопровода и имеют торцовые уплотнения. Стрелка свободным концом опирается на опорные ролики и перемещается при помощи гидроцилиндра 11. Для питания рабочей жидкостью гидроцилиндра перемещения стрелки и гидроцилиндров отвода уплотнений, с помощью которых создается зазор во время перемещения стрелки, предназначен гидроагрегат 15.

Стрелочный перевод для капсульного пневмотранспорта может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Конструкция и принцип действия их аналогичны.

Клапанный стрелочный перевод (рис. 10.9, в) состоит из корпуса 17; языка 18, который при транзитном движении капсул находится в крайнем левом положении; перепускного клапана 19, отвода 21 и электромагнитного привода 22, служащего для попорота языка. Для смягчения удара при выводе капсулы из транспортного трубопровода на отводе установлен амортизатор 20.

Устройство для ввода-вывода составов предназначено для ввода составов контейнерного пневмотранспортом и транспортный трубопровод и вывода их в открытый желоб для технического обслуживания и ремонта в однотрубных системах при небольшом числе одновременно работающих составов. При малой протяженности трассы устройство располагают в зоне головного сооружения, а при значительной протяженности — в зонах ответвлений трассы.

Устройство для ввода-вывода составов (рис. 10.10) состоит из стрелочного перевода 3 с желобом, смотрового желоба 1, каретки 2 и тяговой лебедки 4.

Устройство для ввода-вывода составов

Рис. 10.10. Устройство для ввода-вывода составов

Смотровой желоб представляет собой полутрубу, к кромкам которой приварены направляющие 6 для перемещения каретки из жесткой 8 и поворотной 7 рам. Поворотная рама, когда она установлена в вертикальное положение, может с помощью установленного на ней пружинного захвата 5 сцепляться с буфером пневмовоза. Для свободного же пропуска составов поворотную раму устанавливают в горизонтальное положение. По направляющим 10 в верхней части жесткой рамы перемещается подвижная тележка 9 с закрепленными на ней концами троса лебедки 4. С помощью лебедки осуществляется маневрирование кареткой и перемещение ее вместе с составом.

При выводе состава из транспортного трубопровода последний соединяется стрелочным переводом со смотровым желобом, и поворотная рама каретки устанавливается в горизонтальное положение. Если состав полностью не вошел в желоб, поворотная рама и ее захват устанавливаются в рабочее положение. С помощью лебедки каретка подводится к буферу пневмовоза до сцепления с ним захвата, и состав выводится в смотровой желоб за зону стрелочного перевода.

При вводе состава в транспортный трубопровод захват сцепляется с буфером заднего пневмовоза, и каретка с помощью лебедки передвигает состав в транспортный трубопровод за зону стрелочного перевода.

Участок технического обслуживания применяют в двухтрубных системах контейнерного пневмотранспорта с большим числом одновременно работающих составов.

Схема участка технического обслуживания

Рис. 10.11. Схема участка технического обслуживания

Участок технического обслуживания (рис. 10.11) состоит из стрелочного перевода 1 для вывода (или ввода) состава из транспортного трубопровода 2 с концевым затвором 3; отрезков желоба 4 с манипулятором 7; глухой тормозной камеры 5; отрезков труб 6 для стоянки составов и желобов 8 для технического обслуживания ремонта составов. Кроме того, участок оборудуется, если это необходимо, одной или несколькими моечными машинами для мытья контейнеров, подъемно-транспортными средствами и другим оборудованием, необходимым для ремонта составов.

Концевой затвор предназначен для герметизации отводного транспортного трубопровода. Через перфорацию и корпусе в затвор поступает воздух от воздуходувной станции.

Передвижной желоб с манипулятором (рис. 10.12) служит для маневрирования составами на участке технического обслуживания. Передвижной желоб состоит из нескольких, в зависимости от числа контейнеров принимаемого состава. шарнирно соединенных между собой секций 1, одна из которых, как правило, центральная 2 является ведуне и. манипулятора 3 токоподвода 4 и упоров 5.

Передвижной желоб с манипулятором

Рис. 10.12. Передвижной желоб с манипулятором

Захват 8 манипулятора позволяет осуществлять сцепку с буфером пневмовоза. Кабина оператора 7 оборудована пультом управления 6 манипулятором и передвижным желобом.

Яндекс.Метрика