Разработаны две принципиальные схемы контейнерного пневмотранспорта: периодического и непрерывного действия (рис. 10.1). По транспортному трубопроводу системы периодического действия контейнеры движутся либо в одном, либо в обратном направлении. У систем непрерывного действия имеется два или более транспортных трубопровода, и контейнеры движутся в каждом трубопроводе только в одном направлении.
В однотрубных системах движение может обеспечивать либо одна воздуходувная станция, работающая в одном направлении в напорном режиме, а в другом – в вакуумном, либо две станции, работающие поочередно. Для увеличения производительности однотрубных систем устраивают разъезды, которые располагают так. чтобы порожний состав прибывал на него раньше груженого. В этом случае систему можно привести в действие от одной воздуходувной станции, установленной на разъезде и работающей попеременно в напорном или вакуумном режиме. Однотрубные системы более просты, и применяют их для сравнительно небольшого грузопотока. При грузопотоке более 1 млн т/год целесообразно уже применять двухтрубные системы контейнерного пневмотранспорта.
Кроме того, по количеству адресатов системы контейнерного пневмотранспорта подразделяют на одноадресные, когда одна загрузочная станция связана с одной разгрузочной станцией, и многоадресные (разветвленные).
Системы контейнерного пневмотранспорта состоят из следующих основных узлов: подвижного состава; оборудования транспортного трубопровода, включающего в себя камеры приема-запуска, погрузочные и разгрузочные станции, полнопроходные запорные устройства, стрелочные переводы, устройства для ввода-вывода составов, участок технического обслуживания воздуходувных станций.