Поступление больших объемов насыпных грузов железнодорожным транспортом на подобные предприятия требует применения современных разгрузочно-транспортных технологий. В различных конкретных условиях необходимо индивидуальное комплексное решение, позволяющее наиболее рационально применить положительные свойства пневмотранспортирования с учетом имеющегося опыта разработки оборудования и его эксплуатации.
В ряде случаев требуется использовать существующие на предприятии крытые площади для промежуточного хранения поступающих грузов с обеспечением их дальнейшего перемещения пневмосистемами.
На целлюлозно-бумажных заводах в больших количествах применяется природный тонкодисперсный мел (ТУ 21-162-01-91 марки МППВ-2), поступающий в крытых железнодорожных вагонах.
Выгрузка и дальнейшая транспортировка мела традиционными механическими системами сопряжена с применением ручного труда и значительными потерями мела, загрязняющего окружающую территорию. На рис. 14.20 представлена схема разгрузочно-транспортного комплекса для разгрузки мела с использованием пневмотранспортного оборудования.
Осадительная камера 20 пневморазгрузчика установлена на рампе склада и осуществляет перемещение мела, выгружаемого из железнодорожного вагона 19 самоходным заборным устройством 17 непосредственно в силосную емкость 4. В системе всасывающей линии разгрузчика разрежение создается водокольцевым вакуум-насосом 11, а сжатый воздух поступает в нагнетательную линию от компрессора 25. Очистка транспортирующего воздуха перед выпуском его в атмосферу производится аспирационным фильтром 6.
При заполнении силосной емкости 4 дальнейшая выгрузка мела (одновременно на склад могут поступить 4–5 железнодорожных вагонов) осуществляется на территорию склада 16. Для этой цели применяется осадительная камера 15, работающая во всасывающем режиме, и соединенный с ее разгрузочным патрубком винтовой конвейер 13. Мел с винтового конвейера поступает на ленточный транспортер 14, распределяющий его по площади склада. Для подачи мела со склада в производство используется всасывающе-нагнетательная система, включающая в себя заборное устройство 12 и осадительную камеру 20.
Как видно из приведенной схемы, в системе комплекса используется один вакуум-насос, к которому через двухходовой переключатель 10 могут присоединяться осадительные камеры 15 или 20.
Управление и контроль за работой всех узлов пневмокомплекса осуществляется системой электропусковой аппаратуры. Управление работой самоходного заборного устройства осуществляется с переносного пульта, работающего на безопасном напряжении 40 В. В системе воздухоподготовки применен влагомаслоотделитель СМЦ-344.
Основным пневмотранспортным оборудованием описываемого комплекса является пневморазгрузчик цемента модели ТА-51 всасывающе-нагнетательного действия. Общий вид комплекса показан на рис. 14.21.
Разгружаемый из вагона мел подается дисковым питателем заборного устройства к соплу и под действием разрежения, которое создается вакуум-насосом, поступает по всасывающему резинотканевому рукаву к механизму выгрузки осадительной камеры. Напорный шнек механизма выгрузки перемещает материал в смесительную камеру. Сжатый воздух, поступающий в смесительную камеру через микропористую перегородку, аэрирует материал и перемещает его по нагнетательному материалопроводу. Для очистки транспортирующего воздуха перед выпуском в атмосферу на силосной емкости смонтирована аспирационная фильтровальная камера.
Атмосферный воздух поступает вместе с материалом в осадительную камеру, очищается, проходя через рукавные фильтры, и выдается вакуум-насосом в атмосферу. Управление работой пневмоустановки осуществляется оператором с переносного пульта, работающего на безопасном напряжении 40 В.
Учитывая уплотнение мела в процессе его доставки в железнодорожном вагоне и его влажность, заборное устройство оборудуют специальными штыревыми рушителями. Соответственно увеличена мощность электродвигателей привода колес, имеющих шины с глубоким протектором. В комплект установки включено вибрационное сопло, оборудованное электровибратором ИВ-99Б напряжением 40 вольт, предназначенное для первоначального отбора мела от дверного проема вагона.
Для интенсификации процесса очистки фильтров и исключения зависания мела на стенках внутри осадительной камеры она оборудована электровибратором ИВ-98Б. смонтированным на специальном кронштейне, связанном сварным бандажом с корпусом камеры. При выгрузке мела на площадь склада применяются осадительная камера разгрузчика, работающая во всасывающем режиме, винтовой и ленточный транспортеры. Ленточный транспортер имеет герметичное укрытие и сбрасывает материал по закрытому лотку.
Силосные склады-пневмокомплексы для дробленой и молотой извести и известняковой муки выполняются в соответствии с унифицированными проектами N409-29-29 (вместимостью до 1000 т) и N409-29-30 (вместимостью до 1500 т). разработанными институтом «Гипростром» (табл. 14.5). Склад (рис. 14.22) состоит из двух или трех силосов вместимостью 500 т каждый и пневмотранспортного оборудования, аналогичного применяемому на силосных складах цемента. Первичная очистка сжатого воздуха осуществляется в компрессорной станции, где устанавливаются конечный холодильник и влагомаслоотделитель.
На рис. 14.23 представлена схема пневмотранспорта порошкообразных материалов, используемых при изготовлении асфальтобетонной смеси.
Разгрузка цемента осуществляется пневморазгрузчиком С-1039 из крытого железнодорожного вагона в емкость камерного насоса, в который переоборудована цистерна автоцементовоза. Этим же разгрузчиком минеральный порошок подается в вертикальный камерный насос. Цемент и минеральный порошок транспортируются камерными насосами в силосы или расходные бункера. Если цемент поступает в вагонах бункерного типа, он перегружается в камерный насос винтовым питателем. Подача цемента из силосов в расходный бункер производится малогабаритными камерными насосами. Силосные емкости оборудованы аэроэлементами и системами аспирации, сжатый воздух осушается и очищается от масла.
Пневмотранспортный комплекс для приема и подачи цемента и сухих строительных смесей на объектах высотного строительства. Использование строительных растворов, приготовленных непосредственно на месте применения, в сочетании с современной технологией их нанесения, повышает производительность труда на 200–400%, приводит к значительной экономии фонда оплаты труда, сокращает расход материалов, повышает качество отделочных работ.
ОАО «Строительные машины» совместно с Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом разработали пневмотранспортный комплекс для приема и подачи цемента и сухих строительных смесей на объектах высотного строительства, принципиальная схема которого приведена на рис. 14.24.
В состав комплекса входит силосная емкость 9 для приема подлежащего подаче на строящийся объект материала, к конусной части которой крепится секторный затвор 5 и пневматический винтовой насос 4. К смесительной камере насоса присоединен транспортный материалопровод 17. Передвижные приемные бункеры 14 устанавливаются на этажах строящегося высотного здания. Изменение направления подачи материаловоздушной смеси к этим бункерам осуществляется с помощью двухходового переключателя 15. Поступивший в приемный бункер материал перемещается винтовым питателем 20 в весовой дозатор 19, из которого поступает в смеситель. Транспортирующий воздух выводится из передвижного бункера через рукавный фильтр 12, благодаря чему обеспечивается необходимый санитарно-гигиенический режим пневмотранспортирования. Аналогичным фильтром 11 оборудован и силос 9. контроль поступления материала в силос и передвижные бункеры и его выгрузка осуществляется указателями уровня 13, 16, 18. Для выработки сжатого воздуха применяется индивидуальный компрессор 2, а очистка и осушка этого воздуха производятся влагомаслоочистителем 3. Доставка цемента или сухих строительных смесей на строительную площадку осуществляется автоцементовозом 7, выгружающим материал в силос 9 по трубопроводу 10, оборудованному фильтром цемента 6. Управление работой комплекса и контроль режима пневмотранспортировния производятся электроаппаратурой, расположенной в электрошкафу системы управления 1.
Бункер 14 установлен на колесах, что обеспечивает удобство его перемещения на этаже строящегося здания. При необходимости во время строительства могут применяться несколько передвижных приемных бункеров, расположенных на разных этажах и соединенных материалопроводами 17 с пневмовинтовым насосом 4.
Комплекс работает следующим образом. Цемент или сухие строительные смеси доставляются на строительный объект автоцементовозом 7 и перегружаются пневматическим способом в силос 9. Из силоса материал поступает через открытый секторный затвор 5 в корпус певмовинтового насоса 4, который перемещает материаловоздушную смесь в один из передвижных приемных бункеров 14, расположенный на месте выполнения бетонных или штукатурных работ. Из данного бункера винтовой питатель 20 подает материал в весовой дозатор 19, из которого он поступает в смеситель для приготовления рабочей смеси. Транспортирующий воздух перед удалением из передвижного бункера очищается в фильтре.
Бункер оборудован верхним и нижним указателями уровня материала 18, электрически связанными с пультом управления работой комплекса. Изменение направления подачи материала в передвижной бункер осуществляется оператором дистанционно с помощью двухходового переключателя 15.
Рассмотренный комплекс разработан на подачу материала с производительностью 5 т/ч на приведенную дальность до 400 м при высоте подачи 60–80 м.
Одним из массовых грузов, применяемых при производстве стекла, является кальцинированная сода. Поступление ее на склад составного цеха производится в железнодорожных вагонах, главным образом бункерного типа. Значительное количество перевозится в крытых железнодорожных вагонах насыпью или в матерчатых контейнерах большой емкости. При осуществлении разгрузочно-транспортных операций возникает необходимость не только подачи кальцинированной соды из вагона в расходные бункера составного цеха, но и промежуточное хранение на крытом складе с последующей подачей в эти бункера.
Разгрузочным оборудованием комплекса является пневмотранспортная установка всасывающе-нагнетательного действия, в конструкции которой учтены физико-механические свойства и состояние кальцинированной соды, поступающей в железнодорожных вагонах, и наиболее целесообразное размещение ее узлов на территории склада составного цеха.
Пневмотранспортный комплекс для разгрузки и транспортирования кальцинированной соды (рис. 14.25) включает самоходное заборное устройство 2; вибрационное сопло 21; осадительные камеры 15 и 17; водокольцевой вакуум-насос 13; приемный бункер 3 с аспирационной камерой 6 и вытяжным вентилятором 7; двухходовые переключатели воздуха 10 и материало-воздушной смеси 14; компрессор 27; оборудование воздухоподготовки (18, 25. 26) и систему воздухо- и материалопроводов (4, 8, 9, 16,
19).
Оборудование комплекса позволяет осуществлять выгрузку кальцинированной соды из вагонов бункерного типа (с применением вибрационного сопла 21). В зависимости от конкретных требований технологии разгрузки, материал может подаваться непосредственно в приемный бункер 3 по нагнетательному трубопроводу 8 или на территорию склада. В этом случае осадительная камера 15 работает во всасывающем режиме и с помощью соответствующей переналадки смесительной камеры 20 выдает материал на ленточный транспортер 1 для его распределения по территории склада. Последующая перегрузка соды с территории склада в приемный бункер осуществляется с помощью заборного устройства 2 и осадительной камеры 15, работающей во всасывающе-нагнетательном режиме. Двухходовой переключатель воздуха 10 позволяет подсоединить к вакуум-насосу одну из осадительных камер, так как одновременная работа двух камер не требуется.
Для удобства выполнения разгрузочных операций с применением вибрационного сопла предусмотрено использование тельфера и поворотного крана-укосины.
При изготовлении синтетических моющих средств и чистящих порошков применяется большое количество кальцинированной соды, сульфата и триполифосфата натрия. Эти материалы перевозятся в железнодорожных вагонах бункерного типа. Для перегрузки этих материалов применяются пневморазгрузчики всасывающе-нагнетательного действия, сведения о которых приведены в гл. 4. На рис. 14.26 представлен вариант разгрузочного комплекса, при работе которого разгружаемый материал может подаваться нагнетательной линией в приемный бункер или перегружаться в мягкие контейнеры при осуществлении разгрузки во всасывающем режиме. Для этой цели изменена конструкция смесительной камеры 4 пневмоустановки, что позволяет за счет простой переналадки и временного удаления крышки 19 направлять разгружаемый материал в небольшой промежуточный бункер 6 с двумя течками, через которые происходит поочередное заполнение мягких контейнеров 5.
Пневматическое оборудование широко применяется на заводах алюминиевой промышленности, перерабатывающих большие массы сыпучих материалов, в частности глинозема. Технологическая схема комплекса приведена на рис. 14.27.
От каждого из четырех пневматических камерных насосов 1 глинозем может быть направлен через двухходовой переключатель 4 или непосредственно на производство (по трубопроводу 5), или в силосный склад (по трубопроводу 14).
На складе глинозем поступает в циклон-разгрузитель 12, из которого через промежуточный бункер подается в надсилосный аэрожелоб 9 для загрузки в силосные банки.
Из силосов глинозем выгружается самотеком (благодаря аэрации в днище силоса) в передвижной (на самоходной платформе) пневматический камерный насос 8. С помощью этого насоса глинозем по трубопроводу диаметром 194 мм направляется в производство, через кран 6 и двухходовой переключатель 7.
Запыленный воздух из циклона 12 отсасывается центробежным пылевым вентилятором 10 через рукавный фильтр II типа ВФ-60.
Сжатый воздух для работы пневмотранспортного комплекса поступает из компрессорной по воздушному трубопроводу 15 диаметром 125 мм, проходит через водоотделитель 3 и воздухоохладитель 2 и направляется через вентили 16 к стационарным камерным насосам 1 или к передвижным подсилосным камерным насосам 8. Для аэрации глинозема в промежуточном бункере и в надсилосных аэрожелобах сжатый воздух подается по воздухопроводу 13.
Применение передвижных камерных насосов более экономично, чем установка стационарного насоса под каждым выпускным отверстием силоса. Целесообразность их применения определяется технико-экономическими расчетами.
На рис. 14.28 представлен комплекс разгрузки и подачи в производство глинозема и фтористых солей на Красноярском алюминиевом заводе с использованием современных насосов, камерных подъемников, аэрожелобов и пр.
Из специализированных железнодорожных цистерн перегрузка производится в силосные емкости по трубопроводам диаметром 159 мм.
Из вагонов бункерного типа перегрузка производится в малые силосные емкости с помощью четырех камерных подъемников 7 цикличного действия.
Шесть камерных пневмонасосов 1 установлены в приямке на глубине 12,6 м ниже уровня железнодорожного пути. Материал из силосов с аэроднищами 4 поступает через донные выгружатели 2 и аэрожелоба 3 в камерные насосы 1 для направления в производство. Аэрожелоб шириной 150 мм и длиной 43 м обеспечивает подачу материала в камерный насос. Винтовые конвейеры 6 и 9 подают материал из малых силосов в камерные насосы. Для обеспечения необходимого качества сжатого воздуха применены водоотделители 10 и воздухоосушители 11. Для очистки отработанного воздуха применены рукавные фильтры 5 и 8.