Перегружатель зерна (рис. 2.10) состоит из портала 1 с механизмом передвижения 2. В нижней части портала смонтированы два параллельно работающих турбокомпрессора 3 с замкнутой системой водяного охлаждения и общим глушителем шума. На всасывающей линии каждого турбокомпрессора установлены регуляторы потока 4 материаловоздушной смеси, обеспечивающие работу пневмосистемы в оптимальном режиме и предохраняющие турбокомпрессоры от перегрузки.
На верхней платформе портала смонтированы поворотная платформа 6 с осадителем 7 и фильтр 9 с системой импульсной принудительной очистки фильтровальных рукавов. Под выпускными отверстиями осадителя и фильтра установлены шлюзовые затворы, через которые разгружаемое зерно поступает на ленточный транспортер 5 и далее по транспортеру 6 – к месту складирования.
К осадителю 7 крепится узел наклона стрелы 8, к фланцу которого присоединяется стрела 11 и горизонтальный участок зернопровода 12. Вертикальный зернопровод имеет телескопический участок 16 и соединяется шарниром 13 с коленом зернопровода.
Основную массу разгружаемого материала забирает сопло 15 с регулируемым подсосом атмосферного воздуха.
На поворотной части платформы расположена кабина машиниста 10. Управлять перемещением сопла можно как из кабины машиниста, так и с выносного пульта в зависимости от условий работы. Маневрируют заборным соплом в трюме судна, перемещая перегружатель по рельсовому пути, поворачивая, поднимая и опуская стрелу и телескопическую часть вертикального зернопровода. Поднимают и опускают стрелу лебедкой и перемещают телескопическую часть вертикального материалопровода лебедкой 14.
Перегружатель зерна обеспечивает выгрузку зерна из самых больших речных судов (типа «Волго-Дон»), применяемых в настоящее время для перевозки зерна, с учетом колебания уровня воды в реке в пределах до 5 м.