Разгрузчик состоит из напорного шнека 3, приводимого во вращение электродвигателем 10; дисковых питателей 2; колес 8 с приводами; обратного клапана 13; трубопроводов для сжатого воздуха 14; матерналопровода 11 и системы электрического дистанционного украшении
Разгрузчик смонтирован на двух колесах 8, ось которых находится немного позади центра тяжести. Это позволяет преодолевать силы натяжения и массы трубопроводов, заполненных материалом, и поддерживать разгрузчик в наклонном состоянии с опорой на ролик 4, расположенный за дисками. Каждое колесо имеет независимый привод от электродвигателя через специальный закрытый редуктор. У дисков питателя также есть независимый привод от специальных мотор-редукторов 1. Вал шнека 3 проходит внутри полого вала 9 ротора электродвигателя 10 и закрепляется гайкой со стороны задней крышки электродвигателя. Корпусы подшипников электродвигателя имеют полости для смазки, которой достаточно для нормальной работы разгрузчика между капитальными ремонтами. Вал шнека уплотняется торцевым вращающимся масляным уплотнением 7, которое предохраняется от пыли потоком воздуха, вводимого в промежуток между уплотнением и стенкой колена трубы.
Материал подается к шнеку перфорированными дисками, забирающими его с большой площади. Шнек 3 выполнен с постепенно уменьшающимся шагом витков, благодаря этому материал уплотняется и препятствует прорыву сжатого воздуха наружу, который подается через форсунку 5, расположенную за последним витком. Плотность пробки разгружаемого материала можно отрегулировать перемещением шнека вдоль его оси, применительно к условиям работы и свойствам разгружаемого материала. За кольцевой форсункой 5 начинается изгиб транспортного трубопровода. Он огибает корпус 6 шнека и электродвигатель и заканчивается камерой с обратным клапаном 13. Клапан открывается давлением транспортируемого материала и закрывается при прекращении его подачи. К фланцу камеры обратного клапана крепится гибкий материалопровод. При необходимости продувки транспортного трубопровода весь сжатый воздух направляется краном 12 в трубопровод через камеру обратного клапана, который при этом закрыт. В случае недопустимого повышения нагрузки на валу шнека к заборной части шнека подается сжатый воздух с помощью специального соленоидного клапана, сблокированного с электродвигателем привода шнека. Аэрирование материала уменьшает нагрузку на электродвигатель.
Приборы управления разгрузчиком помещены в герметичный шкаф. Электрокабель питания проходит параллельно гибкому трубопроводу. Управляют работой разгрузчика с помощью так называемого «жезла». В жезле размещены ртутные контакты, изготовленные в пластмассовых корпусах. Оператор, наклоняя жезл и замыкая соответствующие ртутные контакты, управляет перемещением разгрузчика. Передвижные винтовые разгрузчики наиболее пригодны для разгрузки цемента, прибывающего в железнодорожных вагонах. Их можно использовать и для разгрузки цемента из трюмов судов. В последнем случае необходимо крановое оборудование, при помощи которого разгрузчик поддерживается на весу до тех пор, пока он не освободит от цемента часть дна баржи. После этого разгрузчик перемещается по барже самостоятельно.
В США для разгрузки цемента из трюмов баржи обычно применяют специально сконструированные для этой цели вертикальные навесные пневмовинтовые разгрузчики массой до 1500 кг. Принцип действия этого разгрузчика тот же, что и у передвижных. Управление работой – дистанционное. При помощи крана разгрузчик опускается до уровня цемента в трюме, после чего подается сжатый воздух и включается электродвигатель привода шнека.
Производительность подвесного разгрузчика достигает 50 т/ч при длине транспортирования по горизонтали 100–150 м и высоте подачи материала до 30 м.
Разгрузчики подобного типа выпускаются также фирмой Peters (ФРГ). Производительность этих разгрузчиков – 25 т/ч при установленной мощности электродвигателей 30 кВт и расходе сжатого воздуха 15 куб.м/мин; масса такого разгрузчика составляет около 3 т.