

Рис. 7.1. Пневматический однокамерный насос
Насос предназначен для транспортирования цемента из силосов склада в расходные бункеры бетоносмесительных заводов и других предприятий строительной индустрии. Он представляет собой вертикально расположенную емкость с нижней выдачей цемента в транспортный трубопровод, оборудованную автоматическим и дистанционным управлением. Внутри емкости в корпусе питателя установлены: коллектор аэрационного устройства, дисковая задвижка, загрузочный клапан, клапан выпуска воздуха, блок аппаратуры управления и сигнализатор уровня.


Рис. 7.2. Принципиальная пневматическая схема однокамерного насоса:
1 – коллектор; 2 – магистральный затвор; 3 – фильтр; 4 – клапан выпуска воздуха;
5 – дискован задвижка; 6 – загрузочный клапан; 7 – дроссель в сборе
Загрузочный клапан служит для поступления в питатель цемента и герметизации загрузочного отверстия. Он закрывается при помощи привода от пневмоцилиндра, а открывается самопроизвольно под действием собственной массы при отсутствии давления в питателе.
Клапан выпуска воздуха представляет собой запорное устройство с пневмоцилиндром и служит для отвода воздуха, вытесняемого из питателя при загрузке.
Магистральный затвор, предназначенный для перекрытия начального участка транспортного трубопровода после разгрузки камеры, обеспечивает продувку сжатым воздухом основного транспортного трубопровода с одновременной загрузкой цементом камеры насоса. Магистральный затвор открывается и закрывается пневмоцилиндром.
Сжатый воздух подается в коллектор и придает цементу текучесть. Шкаф пневмоуправления аэрационного устройства предназначен для установки пневмоаппаратуры, воздухораспределителей, маслораспылителя, фильтра и электроконтактных манометров.
Воздухораспределители с электромагнитами предназначены для управления пневмоприводами механизмов насоса.
На лицевой стенке электрошкафа есть панель с сигнальными лампами и управляющей электроаппаратурой на мнемосхеме Сигнализатор уровня определяет загрузку питателя и дает команду для закрытия клапанов.
При включении насоса на загрузку одновременно прекращается подача воздуха в камеру насоса, закрывается клапан магистрального затвора, открываются клапан выпуска воздуха, дисковая задвижка и поддув в транспортный трубопровод. Загрузочный клапан при помощи дросселя открывается с задержкой по времени, необходимой для снижения давления в камере до атмосферного. Материал из бункера гравитационно подается в камеру. При этом воздух, поступающий с материалом, выходит через клапан выпуска. При заполнении камеры до верхнего уровня уровнемер подает сигнал на окончание загрузки. Дисковая задвижка отсекает поток материала, закрываются загрузочный клапан и клапан выпуска воздуха, включается подача воздуха в камеру насоса для аэрации и нагнетания. После достижения в сосуде заданного давления по команде электроконтактного манометра открывается клапан магистрального затвора, отключается поддув воздуха. Весь воздух проходит через камеру, интенсифицируя процесс ее разгрузки. При опорожнении сосуда и, соответственно, снижении давления в нем до минимально заданного электроконтактный манометр подает сигнал об окончании разгрузки и начале загрузки.
Достоинство системы управления данного насоса – совмещение операций загрузки камеры и продувки трубопровода, а также предварительное поднятие давлении н камере перед разгрузкой. Это позволяет при стабильной подаче и камеру воздуха и материала обеспечить оптимальным режим работы насоса без полной продувки трубопровода.
Камерные насосы с коническим резервуаром выдают материал без боковых аэрирующих устройств. Насосы с такой формой камеры проще в эксплуатации, более универсальны к разгружаемым материалам, чище опорожняются. Однако они имеют меньшую вместимость.
Одним из вариантов конструкции однокамерного насоса является «Монжус 1200-6» (модель НО-324М), выпускаемый ОАО «Ярославский завод «Стройтехника»». Насос предназначен для транспортирования цемента из силосов склада в расходные бункеры бетоно-растворных узлов и для других перемещений цемента на предприятиях стройиндустрии. Технология транспортировки и выдачи цемента, основанная на применении монжусов и цементопроводов разработана ГПИ «Ярославский Промстройпроект» применительно для силосных складов цемента в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» ПБ-10-115-96.
«Монжус 1200-6» состоит из камеры, загрузочного клапана и контрольно-регистрирующей аппаратуры.


Рис. 7.3. Принципиальная пневматическая схема насоса «Монжус 1200-6».
1 – электропневматический клапан; 2 – реле времени; 3 – редукционный клапан;
4 – фильтр-влагоотделитель; 5 – муфтовый кран; 6 – манометр; 7 – глушитель шума;
8 – пневмораспределитель; 9 – дроссель с обратным клапаном; 10 – пневмоцилиидр;
11 – отсечной клапан; 12 – предохранительный клапан; 13 – обратный клапан;
14 – манометр электроконтактный; 15 – регулирующий клапан; 16 – камера монжуса;
17 – материалопровод
Камера является сварным сосудом, в котором устанавливается начальный участок транспортного трубопровода, а в верхней части вварены патрубки с фланцами для установки загрузочного клапана, клапана сброса воздуха, магистрального трубопровода, трубопровода подвода сжатого воздуха и контрольно-регистрирующей аппаратуры. Загрузочный клапан открывается и закрывается пневмоцилиндром. В состав контрольно-регистрирующей аппаратуры входят предохранительный клапан, электроконтактный манометр с разделительной мембраной и устройством для ее обдува. Принципиальная пневматическая схема приведена на рис. 7.3. Монжус является только одним элементом (насосом) пневмотранспортной установки, завод-изготовитель рекомендует выполнить компоновку пневмосистемы в соответствии с технологической схемой складской переработки цемента (рис. 7.4) и схемами его транспортирования в периодическом или непрерывном режимах (рис. 7.5).


Рис. 7.4. Технологическая схема складской переработки цемента
с применением насоса «Монжус 1200-6».
1 – приемный бункер; 2, 11 – монжусы; 3, 4, 5 – железнодорожные вагоны;
6 – переключатель трубопроводов;7 – пневмораэгрузчик цемента; 8 – вакуум-насос; 9 – фильтр;
10 – силосная емкость
Пневмоустановка должна быть укомплектована рядом дополнительных узлов, не входящих в комплект поставки монжуса:
- затвором силоса, предназначенным для прекращения подачи цемента в загрузочный клапан и состоящим из шибера и секторного затвора с вибратором;
- клапаном сброса воздуха, предназначенным для выпуска сжатого воздуха, оставшегося в камере после окончания выгрузки цемента, а также отвода воздуха, вытесненного цементом из камеры при загрузке. Клапан открывается и закрывается пневматическим исполнительным механизмом;
- магистральным затвором, предназначенным для перекрытия участка транспортного трубопровода, находящегося в камере, и обеспечивающим продувку сжатым воздухом основного транспортного трубопровода с одновременной загрузкой цементом камеры и обдува клапана затвора. Магистральный затвор открывается и шкрывается пневмоцилиндрами;
- тензометрическими датчиками или конечными выключателями для фиксации окончания загрузки и разгрузки камеры;
- пневмошкафом, предназначенным для установки воздухораспределительной аппаратуры, аппаратуры подготовки воздуха, контрольно-регистрирующей аппаратуры и блоков пневмораспределителей в соответствии с рекомендуемой изготовителем пневмосхемой;
- системой трубопроводов подачи сжатого воздуха с управляющими клапанами с мембранными исполнительными механизмами;
- пультом управления и электрооборудованием, предназначенным для управления процессом работы пневмотранспортной установки в пуско-наладочном и автоматическом режимах.


Рис. 7.5. Схема пневмотранспортной установки с применением насоса «Монжус 1200-6»
(а – работа в периодическом режиме; б – работа в непрерывном режиме).
1 – тензодатчик или конечный выключатель; 2 – заборное устройство; 3 – камера монжуса;
4 – затвор камеры; 5 – электроконтактный манометр; 6 – отсекающий затвор; 7 – шибер;
8 – магистральный затвор; 9 – аэроэлемент; 10 – материаловровод; 11 – осадитель;
12 – циклон; 13 – фильтр
Диаметр трассы и необходимое рабочее давление должны определяться расчетным путем в зависимости от приведенной длины материалопроводов в соответствии с рекомендациями методики организации-разработчика.
Насос может работать в режиме ручного управления (первоначальная загрузка) и в автоматическом режиме.
Для загрузки насоса из силоса открывается загрузочный клапан и затем секторный затвор. Окончание загрузки определяется срабатыванием тензометрических датчиков или конечных выключателей по верхнему пределу взвешивания. Для интенсификации процесса загрузки включается вибратор, устанавливаемый на корпусе секторного затвора.
После окончания загрузки и закрытия клапанов загрузочной магистрали, в камеру постапает сжатый воздух для создания рабочего давления. При срабатывании электроконтактного манометра открывается магистральный затвор и происходит транспортирование материала, заканчивающееся при срабатывании тензометрического датчика или конечного выключателя по нижнему пределу. При этом производится, при срабатывании соответствующих исполнительных механизмов, продувка транспортного трубопровода и сброс воздуха из камеры. Окончание продувки магистрального трубопровода происходит по нижнему пределу срабатывания электроконтактного манометра.
Приведенная последовательность работы узлов системы управления насосом может осуществляться в автоматическом режиме.
Пневмотранспортная установка периодического действия выполняется в соответствии со схемой, приведенной на рис. 7.5,а. Она работает в режиме предварительного набора давления, равного давлению в камере, что обеспечивается концевым затвором на материалопроводе.
Сжатый воздух в трассу подается через расположенные по ее длине аэроэлементы.
Пневмотранспортная установка непрерывного действия выполняется в соответствии со схемой, приведенной на рис. 7.5,б.
В этом случае требуется обеспечить синхронное срабатывание магистральных затворов обеих камер: когда один затвор закрывается, отключая опорожнившийся монжус, то другой открывается, подключая к трассе монжус. подготовленный к разгрузке, причем подключение должно происходить с некоторым опережением и под давлением, несколько превышающем давление в отключаемом монжусе.
При окончании работы необходимо тщательно продуть цементопровод и убедиться в отсутствии в нем цемента, что подтверждается падением давления на манометре, установленном на выходном патрубке монжуса.