В верхний короб, служащий транспортным лотком, из силоса 3 или другой емкости через верхний загрузочный патрубок 4 подается транспортируемый материал, который аэрируется и перемещается под действием силы тяжести по наклонной плоскости. Угол наклона аэрожелобов обычно равен 3-8°. Верхний короб имеет смотровые и вентиляционные окна 5. Вентиляционные окна служат для выхода отработанного воздуха и представляют собой металлическую рамку с фильтрующей тканью, покрытую металлической сеткой.
При необходимости разгрузки транспортируемого материала в нескольких точках аэрожелоб оборудуют боковыми переключателями.
Аэрожелоб может быть изогнут в горизонтальной плоскости под углом 15°, 30° и 45°. Минимальный радиус закругления следует принимать равным 1.8 м.
[raw]- Для изготовления мягких пористых перегородок рекомендуется применять следующие материалы:
- восьмислойный хлопчатобумажный ремень;
- шестислойную цельнотканую хлопчатобумажную транспортную ленту;
- четыре слоя брезента;
- капроновую ткань в дна слоя;
- ткань ТЛФТ-5Ц;
- бельтинг хлопчатобумажный Б-800 и В-820.
При температуре транспортируемого материала выше 200-250°С тканевые перегородки заменяют на асбестовые. В этом случае микропористая перегородка состоит из слоя асбестового полотна и трех слоев стеклоткани (на внешней стороне). Иногда асбестовое полотно покрывают металлической саржей.
Тканевые перегородки более удобны в эксплуатации, так как они не ломаются при перекосах, но при транспортировании абразивных материалов аэрожелоба лучше работают с керамическими перегородками. Керамические плитки легко обеспечивают прохождение воздуха в количестве 6 м3/мин на 1 м2. Иногда вместо мягкой микропористой перегородки устанавливают воздухораспределительную жалюзийную перегородку. Благодаря ей воздух вводится в транспортируемый материал не перпендикулярно, а под некоторым острым углом в направлении транспортирования. В результате воздух не только аэрирует материал, уменьшая внутреннее трение, но и динамически воздействует на него, что дает возможность осуществлять транспортирование не только по уклону, но и горизонтально, и даже с небольшим подъемом вверх. Одним из вариантов такой аэрационной установки является аэродинамический транспортер, в котором вместо пористой перегородки установлена воздухораспределительная решетка в виде стального чешуйчатого сита (рис. 8.2). Принцип действия аэродинамического транспортера заключается в том. что через жалюзи воздухораспределительной решетки создается направленный выход воздушной струи, в результате динамического воздействия которой материал перемещается не только вниз по уклону (рис. 8.2. а), но и горизонтально (рис. 8.2, б) и даже с подъемом вверх (рис. 8.2. в).
На рис. 8.3 показаны три варианта схемы аэрожелобов, которые горизонтально транспортируют порошкообразные материалы (без придания этому оборудованию уклона). В первом варианте непосредственно в микропористой перегородке вмонтированы сопла, оси отверстий которых ориентированы так. что воздушные струи направлены почти параллельно самой перегородке в сторону движения материала. Во втором варианте этого оборудования установлены Г-образные сопла, повернутые по направлению движения. В третьем варианте аэрожелоба осуществлена автономная подача сжатого воздуха: низкого давления – для создания кипящего слоя, высокого давления – для транспортировки порошкообразного материала. Канал сжатого воздуха высокого давления выполнен в виде трубы со штуцерами, к которым через гибкие шланги подсоединены Г-образные сопла. Положение этих сопел регулируется по высоте и ширине желоба. Горизонтальный аэрожелоб третьего варианта наиболее удачен, так как он позволяет раздельно варьировать параметры сжатого воздуха высокого и низкого давления. По данным практики, воздух следует подводить в аэрожелоб через каждые 30-40 м. Расход воздуха, необходимый для работы аэрожелоба, зависит от физико-механических свойств перемещаемого материала, высоты слоя и угла наклона желоба. Для материалов типа цемента и концетратов руд цветных металлов при высоте слоя материала 50 мм для аэрирования требуется до 3 куб.м/мин воздуха на 1 кв.м аэрирующей поверхности. Для легких и волокнистых материалов расход воздуха возрастает до 15 куб.м/мин на 1 кв.м аэрирующей поверхности.Аэрожелоба различного назначения и параметров широко применяются за рубежом. Фирма Moller (ФРГ) представляет различные варианты выполнения конвейерных систем из аэрожелобов и специальных узлов с дистанционным управлением, позволяющих производить перегрузку материала к большому числу приемных точек (рис. 8.4). Фирма Moller выпускает аэрожелоба производительностью от 15 до 2200 т/ч.
Аэрожелоба изготавливаются из секций сортовой стали с изогнутыми фланцами, герметично соединенных болтами. Максимальная длина прямого участка секции составляет 3,65 м. Стандартная ширина – от 100 до 850 мм. Изгибы выполнены на 15°, 30° и 45° с радиусом 1800 мм по осевой линии. Длина конвейера не ограничена с учетом принятого угла наклона. По обеим сторонам аэрожелоба через 45,7 м установлены устройства подвода транспортирующего воздуха. При использовании составных конвейеров с промежуточными узлами разгрузки, каждая секция должна обслуживаться отдельными трубопроводами для воздуха, создающими необходимый расход и давление. По данным фирмы Moller, стандартный материал, применяемый в аэрожелобе, может выдерживать ежедневное абразивное истирание любого транспортируемого материала без существенного износа. Первоначальный материал в некоторых установках пригоден для использования после перегрузки миллионов тонн в течение многих лет эксплуатации. При температуре материала до 180°С применяется аэроткань из полиэстера, при температуре до 430 °С – специальная стекловолоконная ткань.