9.4. Специализированные суда

[raw]Доставка сыпучих грузов водным путем производится специализированными речными и морским судами, оборудованными системами пневморазгрузки. Они обладают рядом преимуществ перед обычными судами:

  • низкие транспортные расходы благодаря высокой производительности и полной механизации разгрузочных работ;
  • сыпучий материал транспортируется в полностью герметизированных емкостях. Выгрузка производится по герметичным трубопроводам, что полностью исключает потери материала. Качество перевозимого груза не снижается и соблюдаются необходимые требования экологии;
  • по сравнению с транспортными и погрузочно-разгрузочными операциями с сыпучими грузами, упакованными в бумажную тару, отсутствуют потери материала от порчи мешков и исключаются высокие затраты на упаковку.
[/raw] [raw]К недостаткам специализированных судов следует отнести:

  • более высокая стоимость изготовления из-за необходимости оснащения специальным погрузочно-разгрузочным оборудованием;
  • специализированные суда можно разгружать только в портах, оборудованных соответствующими приемными устройствами;
  • специализированные суда, как правило, нельзя использовать для перевозки других грузов в обратном направлении.
[/raw]

Представляет интерес судно-цементовоз (рис. 9.7), оборудованное системами для пневморазгрузки).

Судно-цементовоз

Рис. 9.7. Судно-цементовоз.
1 – система погрузочных трубопроводов; 2 – система разгрузочных трубопроводов;
3 – аэроустройство; 4 – корпусная труба

Судно состоит из трех корпусных труб диаметром 4,5 м, каждая из которых разделена на четыре отсека. Отсек оборудован аэролотками, сходящимися в его центре, откосами, рассекателями и разгрузочным трубопроводом. Все разгрузочные трубопроводы объединены в две магистрали, по которым цемент подается в приемные силоса. Обеспечение сжатым воздухом осуществляется двумя компрессорами, установленными на судне и приводимыми в действие от ходового двигателя.

Спроектирована и изготовлена специализированная баржа цементовоз с двадцатью горизонтально установленными резервуарами. В качестве резервуара использованы железнодорожные цистерны цементовозов. Загрузка и разгрузка сосудов – пневматическая. Воздухоснабжение для разгрузки и отсоса, а также обеспыливание отработанного воздуха производится береговыми техническими средствами. Система управления исполнительными механизмами электропневматическая. Управление разгрузкой – дистанционное, производится с центрального пульта. Работу исполнительных механизмов и пневмотранспортной системы в целом контролируют по мнемосхеме на центральном пульте управления. Специализированные суда для перевозки таких сыпучих грузов, как цемент, барит, бентонит, глинозем, известь, фосфат и другие, многие годы строятся и широко применяются за рубежом. Пневмотранспортным оборудованием оснащаются речные суда грузоподъемностью от 100 тонн и больше, чем обеспечивается высокая экономичность транспортных средств при оптимальном использовании тоннажа. Эти системы осуществляют выгрузку материала на портовые терминалы или на склады морских буровых установок.

Одним из первых судов-цементовозов был цементовоз Samuel Mitchel, оборудованный фирмой Fuller (США). Поперек этого судна под небольшим наклоном к днищу расположены металлические аэрожелоба. При поступлении сжатого воздуха в аэрожелоб цемент из трюма перемещается к продольным каналам и с помощью находящихся в них шнеков подается к пневмовинтовым насосам, перемещающим его в береговые хранилища. Транспортирующий воздух вырабатывается смонтированными на судне ротационными компрессорами. Для обеспыливания пневмосистем применяется воздухофильтровальная установка. По этому принципу построено много специализированных судов с производительностью выгрузки 2 х 150 т/ч и 4 х 125 т/ч (при установке для разгрузки четырех винтовых насосов).

Фирма Claudius Peters Technologies (ФРГ) оборудовала пневмотранспортными системами несколько сот судов, перевозящих сыпучие материалы. Широко используются преимущества танкерного принципа: загрузка и разгрузка происходит через систему труб и шланговые соединения, обеспечивая высокую перегрузочную производительность — до 400 т/ч на каждую трубу при дальности транспортирования до 1000 м.

Загрузка осуществляется нагнетательными системами по установленным на палубе трубопроводам через двухходовые переключатели, распределяющие груз по трюмам. Перед выпуском наружу транспортирующий воздух очищается фильтровальными установками.

Разгрузка осуществляется продувкой трюмов через установленные на днище аэропанели. Материал по нагнетательным трубопроводам подается в береговые хранилища. Выработка сжатого воздуха осуществляется ротационными пластинчатыми воздуходувками этой же фирмы. Всеми разгрузочными работами с центрального пульта управляет оператор.

Специализированные суда-сухогрузы, оборудованные пневмосистемами фирмы Claudius Peters Technologies (ФРГ) (рис. 9.8) отличаются особенно высокой производительностью перегрузки (2000 т/ч и более). Загрузка таких судов производится портовыми пневмотранспортными установками. В порту назначения разгрузка производится аэрационными пневмосистемами судна, которыми оборудованы днища трюмов. Транспортировка материала к береговым складам осуществляется пневмовинтовыми насосами по нескольким магистральным трубопроводам.

Выбор пневмотранспортных систем, которыми оборудуется судно, определяется свойствами перевозимых материалов, заданной производительностью разгрузки, требованиями по обеспечению малого износа, легкости в обслуживании, исключением пылеобразования. Пневмооборудованне судов, обеспечивающих доставку на плавучие буровые установки цемента, барита и бентонита обладает чрезвычайно высокой надежностью в работе и основано на концепции танкерной схемы. Обычно обеспечивается производительность разгрузки до 100 т/ч на каждую транспортирующую трубу. Плавучие буровые установки оборудуются системой вертикальных или горизонтальных резервуаров, оснащенных аэроэлементами и работающих в режиме камерных насосов.

Специализированное судно-сухогруз

Рис. 9.8. Специализированное судно-сухогруз, оборудованное
пневмосистемамн фирмы Claudius Peters Technologies (ФРГ)

Основными элементами специализированных судов, разработанных фирмой Corlsen (Швеция), являются двухфункциональные камерные насосы, обеспечивающие загрузку и разгрузку материала. Они расположены на днище трюма и могут работать во всасывающем и нагнетательном режимах. Для очистки запыленного воздуха применяется аспирационная система, расположенная на верхней палубе.

Яндекс.Метрика